В оборот вводятся электронные рецепты

В оборот вводятся электронные рецепты

Страны Евразийского экономического союза договорились следить на своей территории за движением некоторых товаров. С этой целью в ЕАЭС создаётся единая система прослеживаемости, состоящая из внешнего и внутреннего сегментов. Внешний призван обеспечить обмен между участниками данными о прохождении товарами границ внутри Союза. Внутренний или национальный сегмент обеспечивает прослеживание товара на территории конкретного государства.

Соглашение о внедрении процедуры прослеживания подписано странами-участницами 29 мая 2019 года. С 3 февраля 2021 года оно начало поэтапно реализоваться. Узнайте о том, какие товары подлежат отслеживанию, и как это происходит в России.

Обратите внимание! Введение прослеживаемости откладывается! Это связано с тем, что Правительство РФ к 1 июля 2021 года не утвердило список товаров, которые под неё попадают. В целом система будет работать так, как описано ниже. Что же касается новых сроков, то пока точной информации нет. Поэтому рекомендуем следить за новостями.

Национальная система прослеживаемости

До 30 июня 2021 движение в России некоторых товаров, ввозимых из-за границы, контролировалось в виде эксперимента. С 1 июля прослеживаемость товаров вводится в полном объёме. Регулируется она законом от 9 ноября 2020 № 371-ФЗ.

Зачем это нужно государству? Дополнительный контроль за отдельными группами товаров должен помочь очистить рынок от контрафакта, поступающего из-за рубежа. Кроме того, преследуется цель улучшить собираемость налогов, ведь при прозрачной системе отслеживания утаить доходы от торговли такими товарами будет практически невозможно.

Национальная система прослеживаемости товаров основана на обмене электронными документами. Их формируют все участники оборота. В документах указываются специальные реквизиты:

  • регистрационный номер партии товара (РНПТ);
  • единица измерения по общероссийскому классификатору ОКЕИ;
  • количество товара.

Именно по РНПТ в дальнейшем можно будет отслеживать в системе перемещения товар из данной партии. Этот номер присваивается:

  1. Налоговой инспекцией – в отношении товара, который ввозится из стран ЕАЭС. Напомним, что в состав этого союза, помимо России, входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Если партия завозится из этих стран, то в течение 5 дней необходимо направить в ФНС уведомление о ввозе. Инспекция выдаст регистрационный номер.
  2. Самим импортëром – в отношении товара, ввозимого из прочих стран. РНПТ нужно формировать из кода таможенного органа, даты регистрации и номера декларации, а также номера партии. ФНС уведомлять не нужно, поскольку информацию о ввозе передаёт таможенная служба. Инспекция формирует регистрационный номер. Соответственно, РНПТ импортёра и налоговой должны совпадать – проверка может быть проведена через специальный сервис ФНС.

При дальнейших операциях с товаром РНПТ код единицы измерения и количество нужно отражать: плательщикам НДС – в счетах-фактурах, неплательщикам – в документах на отгрузку товара. Этого не требуется в случаях, когда товар выбывает из оборота, а именно:

  • реализуется в розничной торговле (если покупатель вернёт товар, его вновь нужно будет ввести в систему);
  • уходит в производство, утилизируется, конфискуется;
  • экспортируется (в случае возврата в страну партия снова попадает под прослеживание);
  • исключается из списка товаров, движение которых контролируется.

Как сообщить об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости

Многие компании имеют в запасе определённое количество тех или иных товаров, движение которых должно отслеживаться. Как следует с ними поступить? Обязательно ли их реализовать до 1 июля 2021 года? Конечно же, нет.

О таком товаре нужно сообщить в ФНС – для этого разработано специальное уведомление об остатках. Срок его направления точно не определëн, но сделать это нужно до реализации товара.

ФНС получит уведомление об остатках, сформирует и направят налогоплательщику по ТКС регистрационные номера для каждой партии товаров, имеющихся на остатке. Их следует отражать при дальнейшем движении этих партий в счетах-фактурах или отгрузочных документах.

На кого распространяется прослеживаемость

В системе участвуют не только импортëры. Подключиться к ней должны все компании и предприниматели, которые участвуют в обороте подконтрольной продукции. Таким образом, если организация ввозит, перепродаёт, передаёт безвозмездно, экспортирует, утилизирует товар, попадающий под прослеживание, то требования системы распространяются и на неё.

Бизнес-субъекты, совершающие операции с подконтрольными товарами, с 1 июля 2021 года по закону № 371-ФЗ должны вносить в первичные документы реквизиты прослеживаемости, а также сообщать в ФНС о том, что проводят операции с ними.

Прослеживаемость и маркировка: в чём разница

Система прослеживаемости по своим задачам и отчасти по реализации напоминает маркировку. Тем не менее путать их не следует, ведь они имеют вполне чёткие различия:

  1. Разный перечень товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке. В период проведения эксперимента прослеживалось движение групп из постановления Правительства РФ от 25 июня 2019 г. № 807. К 1 июля текущего года список планировалось немного подкорректировать. Он приводится в тексте постановления Правительства РФ, подготовленном Минфином, но пока не утверждённом Кабмином. Что же касается маркировки, то перечень товаров, подпадающих под неё, утверждён распоряжением Правительства РФ № 792-р. Некоторые из них уже маркируются (медикаменты, обувь, одежда из меха), идентификация других проводится в качестве эксперимента, а часть подлежит маркировке в будущем.
  2. Происхождение товара. Система прослеживаемости создана для импортных товаров, тогда как маркировке подлежит продукция, не только везённая, но и произведённая в России.
  3. Механизм реализации. При маркировке на каждую единицу или партию товара физически наносится идентификатор – уникальный код. На товары же, подлежащие прослеживаемости, наносить ничего не придётся. Достаточно того, чтобы каждой партии был присвоен РНПТ.

Какие товары попадают под отслеживание

Какие же товары надо отражать в системе прослеживаемости с 1 июля 2021 года? Приводим их примерный перечень:

  • Холодильники, морозильники и аналогичное оборудование, тепловые насосы (кроме систем кондиционирования воздуха);
  • Автопогрузчики и механические тележки;
  • Бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки;
  • Стиральные машины;
  • Мониторы, проекторы, приëмная аппаратура для телевизионной связи;
  • Интегральные схемы и их части;
  • Промышленный транспорт без погрузочных устройств, используемый для перевозки грузов, тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций;
  • Детские коляски и кресла безопасности.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, панируется расширить с 1 января 2022 года – в него добавят срезанные цветы для букетов или декора, в том числе засушенные и обработанные иными способами.

Выше мы привели сокращённый перечень товаров, подлежащих с 1 июля прослеживаемости. Во многих из указанных групп есть свои оговорки. Чтобы ознакомиться с ними, рекомендуем обратиться к тексту постановления Правительства № 807.

В оборот вводятся электронные рецепты

Как подготовиться

Теперь расскажем о том, что нужно сделать для участия в системе прослеживаемости товаров с 1 июля 2021 года. Алгоритм действий таков:

  1. Обратиться к списку единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) и разобраться, есть ли в обороте компании товары, подлежащие прослеживаемости. В помощь предпринимателям ФНС разработала специальный сервис «Прослеживается ли мой товар?». В нëм можно уточнить, попадает ли продукция под действие системы. Поиск осуществляется по названию товара, кодам ТНВЭД и ОКПД или номеру таможенной декларации.
  2. Если нет электронной подписи, заказать её. Это необходимо, поскольку обмен документами между компанией, контрагентами и контролирующими органами будет проводиться в цифровом формате, и они должны быть подписаны ЭП.
  3. Подключиться к системе электронного документооборота. Для этого нужно выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор.
  4. Провести инвентаризацию и определить, есть ли в запасе подконтрольные товары.
  5. Уведомить налоговый орган об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. Получить в ответ РНПТ для каждой партии и отразить в учëте.
  6. Изучить требования системы прослеживаемости в области формирования первичных документов и направления отчётов в ФНС.

Кроме того, важно следить за нормативными изменениями. Ведь пока ещё утверждены не все проекты законов и подзаконных актов, регулирующих процесс прослеживаемости.

Документы и отчëтные формы

Напомним, что при операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, организации и ИП будут отчитываться в налоговую службу об операциях. Для этого разработаны специальные формы – отчёт об операциях и уведомления, а именно:

  1. Уведомление о ввозе. Документ следует сформировать при импорте и в течение 5 дней направить в налоговую службу.
  2. Уведомление о перемещении. Это уведомление формируется и направляется в ФНС компаниями и ИП при вывозе товаров, подлежащих прослеживаемости, в страны ЕАЭС. Срок – 5 дней с даты отгрузки.
  3. Уведомление об остатках товара. Подаётся в ФНС до реализации партии.
  4. Отчëт об операциях с товарами. Форма разработана для организаций и ИП на льготных налоговых режимах, а также освобождённых от уплаты НДС. Отчëт об операциях может быть подан плательщиками этого налога в отношении товара, который был приобретён у неплательщиков НДС или выбывает из оборота. Крайний срок – 25 число первого месяца следующего квартала.

Нужно будет подавать и прежние отчётные формы:

  1. Декларацию по НДС. Отчëт подаётся плательщиками налога в срок до 25 числа месяца, следующего за окончанием квартала, к которому относится оборот товара. Начиная с III квартала 2021 года декларация будет подаваться по новой форме, отражающей изменения, связанные с внедрением национальной системы прослеживаемости.
  2. Декларацию по косвенным налогам. Подать этот отчëт должны все компании и ИП, которые импортируют товар из стран ЕАЭС. Крайний срок – 20 число следующего месяца.

Кроме того, поменяются и правила выставления счёта-фактуры. Во-первых, плательщики НДС должны будут оформлять его при каждой реализации товара, попадающего под прослеживание.

Даже если он продаётся конечному потребителю или покупателю, который НДС не платит.

Во-вторых, если продукция произведена не в ЕАЭС, в счёте-фактуре нужно указать страну происхождения и регистрационный номер декларации на товары.

Обязательно ли применять ЭДО

Оборот документов по прослеживаемости возможен только в электронном виде. Контрагенты будут обмениваться счетами-фактурами, универсальными передаточными документами (УПД) и документами об отгрузке товара.

Поэтому все бизнес-субъекты, на которых распространяется требование о прослеживаемости, должны внедрить у себя ЭДО.

Необходимо учитывать, что действие системы может затронуть и тех, кто обычно не торгует подконтрольными товарами.

Что грозит нарушителям

Специальные штрафы за нарушение порядка проведения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, пока существуют только в виде проекта поправок в КоАП. Нарушителей планируется штрафовать на сумму 1000 рублей за каждый документ в случаях:

  • если такой документ не был передан в национальную систему прослеживаемости или был передан с опозданием;
  • если в нëм содержатся недостоверные сведения;
  • если он не содержит нужных сведений, то есть они пропущены.

Несмотря на то что до начала работы системы прослеживаемости времени практически нет, власти пока не торопятся утверждать разработанные проекты, о которых сказано выше. Что касается штрафов, то действовать они будут с начала 2022 года. До конца года текущего система будет проходить донастройку и отладку, поэтому компании и ИП решено не штрафовать.

Сдача отчётности онлайн

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Как устроена система ведения электронных рецептов

В последнее время у нас в стране стала активно обсуждаться тема внедрения электронных рецептов и перехода на их безбумажное (полностью электронное) ведение по аналогии с тем, как это сейчас сделано с возможностью выписки электронных листков нетрудоспособности (этот вопрос детально разобран в статье http://www.kmis.ru/blog/ob-integratsii-meditsinskikh-informatsionnykh-sistem-s-eiis-sotsstrakh-v-chasti-vedeniia-elektronnykh-listkov-netrudosposobnosti).

Юридический взгляд

Начать нужно, конечно, с ответа на вопрос — а можно ли вообще выписывать электронные рецепты для ведения безбумажного обмена ими между медицинскими и фармацевтическими организациями? Ответ простой: да, можно! Начиная с 1 января 2018 г.

региональные органы управления здравоохранением (ОУЗ) имеют полное право перейти на ведение электронных (безбумажных) рецептов на лекарственные средства. Согласно принятому 242-ФЗ, в федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ст. 4, п.

53) внесено изменённое определение термина «рецепт на лекарственный препарат», которое, по сути, и разрешило выписку рецептов в электронном виде.

Действующее в настоящее время определение выглядит следующим образом:

Читайте также:  Биопсия шейки матки - Ваш Онлайн доктор

«Рецепт на лекарственный препарат — медицинский документ установленной [прим.

: приказами Минздрава] формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе»

При этом п.4 ст.4 дает следующее определение лекарственного препарата:

«Лекарственные препараты — лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности».

Таким образом, выписывать электронные (безбумажные) рецепты на лекарственные средства с точки зрения законодательства – можно. Обратим внимание, что законодатель не ограничивает возможность выписки только льготных электронных рецептов – можно выписывать и обычные рецепты.

Обратим внимание, что 242-ФЗ внес изменения в 61-ФЗ новую редакцию ст.6, согласно которой региональные ОУЗ получили право самостоятельно принимать решение о внедрении электронных рецептов, п.4 который гласит:

«К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относится: … принятие решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов.»

Однако при этом заметим, что речь идет именно о возможности выписать рецепт только на лекарственное средство. Законодатель не предусмотрел разрешение на выписку электронных рецептов на изделия медицинского назначения, очки и контактные линзы. Поэтому рецепты на них в настоящее время можно оформлять только в привычном бумажном виде.

С точки зрения действующего законодательства, если региональный регулятор в лице органа управления здравоохранением (ОУЗ) разработает и утвердит собственные соответствующие нормативные документы, то в таком регионе появится возможность перейти на ведение электронных рецептов.

Для того, чтобы обеспечить безбумажное ведение электронных рецептов, необходимо будет учесть несколько моментов: 1.

    Для выписки электронного рецепта пациент или его законный представитель должны будут оформить соответствующее письменное согласие.

Законодателем не уточнено, как именно оформляется это согласие – на каждый рецепт или один раз на все лечение пациента в какой-то МО – это, видимо, необходимо будет решить региональному регулятору

2.    Для придания электронному рецепту юридической силы необходимо использовать усиленную квалицированную электронную подпись (УКЭП) у всех медработников, имеющих право на выписку рецептов.

Нормативное регулирование порядка выдачи (формирования) электронных рецептов Минздравом РФ в настоящий момент пока отсутствует.

Как должна быть устроена информационная система ведения электронных рецептов?

Для ведения электронных рецептов в субъекте РФ должна быть создана соответствующая информационная система обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе льготного лекарственного обеспечения.

Такая система может быть представлена как автономным специализированным продуктом, так и являться частью общей региональной медицинской информационной системы (РМИС).

Для краткости назовем далее такое решение «Региональной системой лекарственного обеспечения» (РСЛО).

В минимальном (базовом) уровне своего функционального развития РСЛО должна обеспечивать обслуживание рецептурных (льготных и обычных) назначений, включая:

  • учет выписанных рецептов на лекарственное обеспечение и приобретение изделий медицинского назначения, в том числе льготного;
  • учет сведений о результатах обслуживания рецептов в аптечной сети.

Расширенный уровень развития функциональных возможностей предусматривает следующее:

  • учет выписанных рецептов на лекарственное обеспечение и приобретение изделий медицинского назначения с проверкой уровня «льготности» пациента путем получения соответствующих первичных сведений из МИС МО, а также путем внесения данных о выписанных рецептах непосредственно в РМИС;
  • учет сведений о результатах обслуживания рецептов в аптечной сети;
  • ведение справочников лекарственных средств и изделий медицинского назначения, используемых в лекарственном обеспечении пациентов региона;
  • передачу сведений по рецептурному обеспечению пациентов из региональной подсистемы в подсистему федерального льготного лекарственного обеспечения, в соответствии с регламентами;
  • формирование необходимых отчетных форм для анализа информации о лекарственном обеспечении и обороте ЛС.

В соответствии с действующим Федеральным законом №425-ФЗ от 28.12.

2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»», РСЛО должна обеспечивать на каждом этапе движения лекарственного средства от их закупки до списания по конкретному рецепту интеграцию с ФГИСЗ МДЛП (ИС «Маркировка»), о чем у нас подробно рассказано тут http://www.kmis.ru/blog/o-sisteme-monitoringa-dvizheniia-lekarstv-na-osnove-markirovki-k-chemu-sleduet-podgotovitsia-mo-i-razrabotchikam-mis

Так как выписка рецептов осуществляется медицинскими работниками, автоматизация труда которых осуществляется соответствующими медицинскими информационными системами медицинской организации (МИС МО) – то конечно РСЛО обязана поддерживать интеграцию с ней любых МИС МО.

Для этого в составе РСЛО должно быть реализовано соответствующее интеграционное API. Для редких случаев, когда по какой-то причине медицинский работник не подключен к МИС МО, должна обеспечиваться возможность внесения сведений о рецепте через пользовательский интерфейс самой РСЛО.

Кроме этого, РСЛО должна взаимодействовать в своей работе с информационной системой фармацевтической организации (ИС ФО), предназначенной для автоматизации деятельности аптечных и фармацевтических организаций и информационной поддержки их сотрудников. Как минимум, должна быть обеспечена передача данных о выписанных рецептах из РСЛО в ИС ФО, а также обратный процесс – передача сведений об отпуске лекарства по выписанному рецепту из РСЛО в МИС МО.

Очевидно, что для эффективного управления всей системой регионального лекарственного обеспечения, РСЛО должна предоставлять соответствующие аналитические возможности: формировать различные отчеты и сводки, обеспечивать данные, необходимые для прогнозирования потребности в лекарствах и процедурах из закупки и т.д.

Для работы такой системы потребуется множество справочников, включая главный из них – это справочник лекарственных средств (СЛС).

Учитывая действующую нормативную базу, РСЛО должна базироваться на сервисах региональной нормативно-справочной информации (НСИ), включая интеграцию с федеральным «Паспортом МО» (ФРМО) и федеральным «Регистром медицинских работников» (ФРМР).

В качестве справочника лекарственных средств должен использоваться Единый справочник классификатор лекарственных препаратов (ЕСКЛП), описание которого доступно на портале ЕГИСЗ.

Кроме этого, РСЛО должна поддерживать интеграцию с региональным реестром электронных медицинских документов (РЭМД), а через него – интеграцию с федеральным РЭМД, т.к. вполне может потребоваться передача электронных копий рецептов в личный кабинет пациента «Мое здоровье» ЕПГУ.

Схема работы регионального лекарственного обеспечения состоит в следующем: 1. Закупка лекарственных препаратов, осуществляется на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Нередко непосредственно процедурой закупки занимается отдельный региональный орган управления по госзакупкам, но бывают случаи – когда за это отвечает региональный Минздрав. 2.

Получение закупленных лекарств на региональный склад, осуществляет фармацевтическая организация (ФО), нередко по форме собственности — это государственное унитарное предприятие. Роль ФО состоит в ведении регионального склада лекарств. Бывает, что в субъекте РФ их может быть несколько. 3.

Передача лекарств в аптеки. По заявкам аптечных организацией (АО) лекарства передаются из регионального склада в склады и пункты отпуска соответствующий аптек. 4. Выписка рецепта осуществляется медицинскими работниками медицинских организаций. 5.

Отпуск лекарственных средств осуществляется в аптеках (пунктах отпуска) по выписанным рецептам. 6. Вывод из оборота нереализованных лекарственных средств (списание и уничтожение) осуществляется ФО или АО.

В оборот вводятся электронные рецепты

Как видно из схемы, создание информационной системы, которая бы обеспечивала в соответствии с действующим законодательством полноценную информационную поддержку ведения безбумажных электронных рецептов, не является такой уж и простой задачей. Тем не менее, в отдельных субъектах России такие проекты созданы и развиваются уже не первый год.

Что такое оборот маркированного товара

19.07.2019 В оборот вводятся электронные рецепты

Оборот – ввоз в Россию, а также хранение, транспортировка, получение и передача товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории России. Соответственно, оборот маркированного товара — аналогичные процессы, происходящие с товарами, на которые нанесена маркировка. Маркирован может быть как сам товар (обувь), так и его транспортная упаковка. 

Способы ввода в оборот

Товары могут быть введены в оборот различными способами. В первую очередь это связано с тем, каким образом обувь попала в Россию — был произведен здесь или ввезен. Также от этих обстоятельств будет зависеть, как вводится товар  маркировкой на рынок.  Можно разделить ввод товара в оборот на четыре ситуационные группы:

А) Товар был произведен в России. 

Ввод в оборот в этом случае — постановка на баланс самого производителя и передача товаров на реализацию. Производители должны предоставить в систему мониторинга информацию о том, что обувь произведена и готовится выйти в оборот до того, как она будет отправлена на реализацию. 

Б) Товар был произведен по контракту. 

Обувь вводится в оборот посредством поставки пар заказчику в рамках контракта. Заявители, указанные в документах обязательной сертификации товаров, должны предоставить в систему мониторинга информацию о том, что обувь произведена и готовится выйти в оборот до того, как она будет отправлена на реализацию. 

В) Обувь была произведена в стране, которая не являются членом ЕАЭС (Евразийского экономического союза).  

Ввод в оборот наступает после того, как обувь выпустит таможня. В систему мониторинга сведения должны предоставлять импортеры до ввода в реализацию, но после прохождения таможни. Импортер обязан получить коды маркировки, сформировать средство идентификации, промаркировать пары обуви, до того, как товар отправится на таможню. 

Г) Обувь была произведена в стране, которая является членом ЕАЭС — в России, Армении, Белоруссии, Киргизии или Казахстане.

Ввод в оборот происходит после ввоза юрлицом или ИП этой обуви на территорию России. Импортеры должны предоставить в систему мониторинга сведения об обуви до того, как она будет отправлена на реализацию. Ответственность за маркировку также ложится на импортера (она должны быть произведена до того, как обувь пересечет границу России). 

Д) Обувь сдана на комиссию от физических лиц. 

Как вводится товар в этом случае? Только непосредственно при продаже комиссионером конкретной пары обуви. Ответственность за передачу данных в систему маркировки лежит на комиссионерах. 

Что такое вывод из оборота и как он происходит

Кроме ввода товара в оборот существует также его вывод из оборота. Понятие  “вывод из оборота” включает продажу конечному потребителю (в России или за ее пределы), возврат нереализованных товаров, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата или передача товара в рамках контракта. 

Предпринимателям необходимо знать, как выводится маркированный товар и соблюдать некоторые правила. Они различаются в зависимости от способа вывода товара из оборота. 

А) При продаже обуви конечному потребителю в магазине онлайн-касса формирует фискальный чек, где будет указан код маркировки. Информация о выбытии  передается в систему мониторинга.

Б) При приобретении товара не для реализации (например, продажа спецобуви) товар выводится из оборота. Если же покупатель захочет продать товар, то ему необходимо заново маркировать полученную ранее обувь.

В) При экспорте выбытие происходит сразу после того, как обувь покинула пределы РФ (после таможни и физического перемещения).

Также для выбытия могут быть другие причины, о которых участник оборота (предприниматель, импортер и пр.) должен уведомить систему мониторинга, указав эти причины. 

Все о маркировке

Электронные счета-фактуры станут обязательными для прослеживаемых товаров

Система прослеживаемости — еще один инструмент контроля над перемещением товара, наряду с маркировкой. Система будет действовать как внутри страны, так и между государствами на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). К международному соглашению подключились Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан.

С помощью механизма прослеживаемости страны-участники хотят ликвидировать серый импорт, исключить ввоз контрафакта, повысить собираемость налогов и таможенных платежей. Национальная система прослеживаемости дополняет существующие виды надзора. К налоговому и таможенному контролю добавится также контроль оборота товаров.

Чем прослеживаемость отличается от маркировки

Основные отличия двух систем контроля перемещения товара:

  • Оператор прослеживаемости — ФНС России, оператор маркировки — ЦРПТ.
  • Прослеживаемость подразумевает контроль над партией товара, маркировке подлежит каждая единица продукции.
  • Прослеживаемость — это документальный контроль, в счетах-фактурах и УПД нужно указывать регистрационный номер партии товара (РНПТ), на самой продукции никаких отметок не ставится. Маркировка же применяет средства физической идентификации: на каждую единицу продукции наносится код Data Matrix или RFID-метка.
  • Товарные группы прослеживаемости и маркировки не пересекаются.
  • Прослеживаемость касается импортируемой продукции и ее оборота на территории России, маркировка затрагивает также производство товаров.
  • Участники системы прослеживаемости должны формировать и подавать в ФНС электронные отчеты и уведомления. В систему маркировки нужные сведения передаются сразу из электронных УПД при подписании документа с двух сторон.

Планируется, что с 1 января 2023 года передача сведений по прослеживаемости в ФНС будет происходить в режиме реального времени. Электронные документы, содержащие РНПТ, оператор ЭДО будет направлять в ФНС. Как и при маркировке, данные будут передаваться при подписании с двух сторон.

У кого появятся новые обязанности

Прослеживаемость коснется импортеров, а также всех участников товарооборота, которые перепродают, передают, утилизируют, конфискуют и вывозят продукцию из страны. Новые обязанности появятся у организаций и ИП, независимо от системы налогообложения.

Налогоплательщики должны будут сдавать в ФНС ежеквартальный отчет об операциях с прослеживаемыми товарами, а также уведомления об остатках, о вывозе в страны ЕАЭС или ввозе из них. Документы нужно передавать в налоговые органы в электронном виде.

Формы документов и правила их заполнения вы найдете в письме ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@.

Как выставлять и принимать счета-фактуры

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ внес правки в Налоговый кодекс РФ. С 1 июля организации обязаны выставлять электронные счета-фактуры, в том числе корректировочные, по всем операциям, подлежащим прослеживаемости, кроме:

  • продажи товара физлицу для собственных нужд;
  • экспорта в любую страну;
  • реализации и перемещения товара на территорию государства — участника ЕАЭС.

Покупатели обязаны обеспечить прием электронных счетов-фактур с 1 июля. Электронные счета-фактуры обязательны, даже если организация не является плательщиком НДС.

Для работы с прослеживаемыми товарами в файлах документов (счетов-фактур или первичных документов) надо будет заполнять дополнительные реквизиты: регистрационный номер партии товара (РНПТ), единица измерения и количество прослеживаемого товара. В системе ЭДО Контур.Диадок уже сейчас можно вносить специальные реквизиты в перечисленные электронные документы. Их визуализации будут доработаны в сервисе к 1 июля.

Как подготовиться к прослеживаемости

Если организация работает с прослеживаемыми товарами, следует перейти на партионный учет и начать вести справочник номенклатур в программе учета. Для обмена электронными счетами-фактурами необходимо наладить ЭДО с контрагентами.

Сергей Киселев Эксперт сервиса Контур.Диадок

Прежде всего проанализируйте список ваших поставщиков и покупателей и определите готовность каждого из них к переходу на ЭДО. Если контрагент уже работает в системе ЭДО, отправьте приглашение к обмену электронными документами. С клиентами других операторов ЭДО начните настраивать роуминг.

Тем, кто ведет документооборот на бумаге, расскажите о необходимости перейти на новые технологии. С 1 июля продажу и покупку прослеживаемого товара обязательно оформлять в электронном виде.

Уже в октябре при подготовке налоговых деклараций нужно учитывать новые требования и при запросе ФНС представлять электронные документы, содержащие специальные реквизиты.

Какие товары подлежат прослеживаемости

Окончательный список в разработке. Пока участники оборота ориентируются на печень товаров, утвержденный для добровольного эксперимента Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807:

  • холодильники и морозильники, другое холодильное или морозильное оборудование, тепловые насосы;
  • стиральные машины;
  • автопогрузчики с вилочным захватом, тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием;
  • бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины, дорожные катки;
  • промышленные транспортные средства для перевозки грузов, тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций;
  • мониторы и проекторы, телеприемники;
  • электронные интегральные схемы и их части;
  • детские коляски;
  • детские автокресла.

(Новость) Изменения валютного законодательства с 1 июля 2021: использование иностранных электронных кошельков (электронных средств платежа) при проведении валютных операций

Нормативная база

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный Закон от 30.12.

2020 № 499-ФЗ “О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе», который вносит изменения в порядок использования валютными резидентами РФ иностранных электронных кошельков (платежных систем) и вводит новый термин: «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг«. Данный термин теперь используется в в нормах ст 12 ФЗ -173, при этом, более коротко его можно сформулировать как «расчет через электронный кошелек».

На кого распространяется

Закон распространяется на валютных резидентов РФ:

  • физических лиц, имеющих паспорт РФ или российский ВНЖ;
  • российских юридических лиц и ИП

Большая часть изменений касается российских юридических лиц и ИП, использующих в своей предпринимательской деятельности электронные кошельки в платежных системах.

Какие бывают электронные кошельки (платежные системы)

Использование электронных кошельков становится очень удобным. «Электронный кошелек» по своей сути это программное обеспечение, которое обслуживается платежной системой. Т.е.

в большинстве случаев корректно говорить «электронный кошелек в платёжной системе».

Однако, в большинстве случаев, говоря, «электронный кошелек» подразумевают «платежную систему» и наоборот, поэтому для данного обзора будем считать эти термины эквивалентными друг другу.

При этом само по себе использование электронных кошельков позволяет в некоторых случаях оставаться в тени с налоговой точки зрения, именно поэтому законодательно назрела необходимость регулирования данной области.

Обращаю внимание, что новые требования относятся ТОЛЬКО к зарубежным электронных кошелькам, то есть, если у Вас имеется электронный кошелек — уточните, в первую очередь, заключен ли между Вами договор с российским юридически лицом (кошельком, платежной системой) или с иностранным. Если с российским — данные изменения в законодательстве для Вас неактуальны.

Наиболее распространенные российские электронные кошельки: Яндекс Деньги (ЮMoney), WebMoney (может быть также и иностранным!), PayPal (может быть также и иностранным!), Qiwi, RBK Money, VK Pay.

  • Наиболее распространенные зарубежные электронные кошельки: WebMoney, PayPal, Qiwi, RBK Money, Skrill (Moneybookers), OKPay, Perfect Money, EasyPay, PaySera, Payeer, EuroPlat, Rapida, AdvCash, EcoPayz, Papara, Liqpay, ePayments, SolidTrustPay, Advanced Cash.
  • Еще раз обращаю внимание, что указанный выше список электронных кошельков — ориентировочный и для точного понимания статуса кошелька необходимо проанализировать договор (или оферту, расположенную на сайте).
  • Требуется ли подача Уведомления о наличии электронных кошельков в платежной системе

В ч 2 ст 12 ФЗ -173 «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающую обязанность по подаче Уведомлений изменения НЕ вносились, ОДНАКО, сохраняется обязательство представлять Уведомления о счетах в иных организациях финансового рынка (ИОФР), к которым возможно отнести и платежную систему (В соответствии с Информацией ФНС РФ: «Организациями финансового рынка также признаются иные организации или структуры без образования юридического лица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.»).

  1. Некоторые занимают позицию о том, что в платежной системе открыт НЕ счет, поэтому подача уведомления не требуется и не требовалась.
  2. С учетом того, что движение электронных средств по электронному кошельку необходимо будет отдельно представлять в налоговый орган (см ниже), считаю, что верным будет вариант подачи Уведомления об открытии электронного кошелька, если он открыт после 1 января 2021 года.
  3. Запрет на использование электронных кошельков в целях получения оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, а также по внешнеторговым контрактам и договорам займа
  4. Данное нововведение актуально в первую очередь для российских юридических лиц и ИП, а также физических лиц-самозанятых. С 1 июля 2021 года в соответствии с ч 4 ст 12 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
  • запрещается принимать электронные деньги с электронных кошельков (платежных систем) в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчетов через платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы;
  • запрещается использование электронных кошельков (платежных систем) для переводов, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и / или по договорам займа;
  • Норма закона сформулирована довольно сложно, поэтому процитирую ее также здесь:
  • ч 4 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ:
  • «Резиденты могут осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельностиа также операций с использованием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
  • Положения абзаца шестого настоящей части, устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.»

То есть если Вы ведете бизнес в РФ (от имени своего ИП или российского юр лица), а именно продаете товары, оказываете услуги, выполняете работы или получаете оплату за предоставленные результаты интеллектуальной деятельности, и у Вас для удобства расчетов с иностранными покупателями имеется зарубежный электронный кошелек — с 1 июля 2021 года Вам запрещается принимать на него оплату по описанным выше основаниям, т.е. запрещается использовать его в коммерческой деятельности. Ее необходимо будет принимать либо через банковский счет, либо с использованием карты платежной системы (выдаются такие карты с соблюдением регулирующих требований РФ). Вам также нельзя будет использовать электронный кошелек, чтобы заплатить иностранному поставщику или предоставить /получить займ.

Таким образом, представляется, что зарубежные электронные кошельки с 1 июля 2021 становится возможным использовать:

  • юридическим лицам и ИП — для приема и расходования средств по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (т.е. практически полный запрет на использование зарубежных электронных кошельков в коммерческих целях);
  • физическим лицам — для покупок через интернет (т.е. совершения расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями). Также формально физическим лицам нельзя зачислять на электронный кошелк средства от продажи чего-либо (например, автомобиля) или от даже разового оказания услуг или выполнения работ
  1. Нами в ФНС РФ направлен запрос на разъяснение того, что покупка физическим лицом со своего иностранного электронного кошелька товаров или услуг в интернете — законная валютная операция, разрешенная к проведению через электронный кошелек и НЕ является формально внешнеторговой деятельностью для целей новых норм.
  2. Кто вправе НЕ соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам
  3. Как и в отношении требований к порядку проведения валютных операций по счетам в банках и ИОФР — требования к порядку осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней — ч 8 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .
  4. Юридические лица и ИП должны соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам во всех случаях без исключений.
  5. Ответственность

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вводятся новые меры ответственности, связанные с незаконным использованием электронных кошельков. Обращаю внимание, что штрафы вступают в силу только с 1 октября 2021 года.

За использование электронного кошелька в случаях, когда это запрещено:

ч 1 ст 15.25. КоАП РФ

Осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

Появилась новая мера ответственности (новая часть статьи) за непредставление резидентом в налоговый орган Отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку не представлялся до выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 1.1. ст 15.25. КоАП РФ

  • Непредставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 20% до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.
  • Остальные нарушения, связанные с просрочкой подачи нового Отчета о движении средств по электронным кошелькам и непредставлением подтверждающих документов (для юр лиц и ИП), приравняли по мерам ответственности к ответственности за несдачу отчетов о движении средств по банковским счетам и счетам в ИОФР (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку был представлен резидентом самостоятельно с пропуском срока, но ДО выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 6 ст 15.25. КоАП РФ

Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг и (или) подтверждающих документов,  —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.1. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов не более чем на 10 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 рублей; на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 рублей.

ч 6.2. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей; на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

ч 6.3. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.500 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.5. ст 15.25. КоАП РФ

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20.000 рублей; на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 рублей; на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 рублей.

  1. Новый Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг
  2. В дополнение к Отчёту о движении денежных средств и иных активов по счета в банках и ИОФР за пределами территории РФ (ОДС) в законе появляется новая форма отчетности — Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг — абз 1 и абз 2 части 7 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  3. Таким образом, если у Вас есть электронный кошелек — движение электронных средств платежа по нему необходимо отразить в Отчете о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, который в первый раз необходимо представить в ИФНС в те же сроки как и ОДС:
  • для юридических лиц и ИП — за 3 квартал 2021 года — в течение 30 календарных дней с момента окончания 3-го квартала, т.е. до 30 октября 2021 (вместе с выписками по электронному кошельку, начиная с 3-го квартала 2021);

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *